Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 237 человек

Инновационная деятельность

Дата: 29 ноября 2017 в 21:11, Обновлено 1 февраля в 19:14

Инновационный проект

«Внедрение модели гражданской компетентности учащихся в образовательном пространстве кадетского училища»

 Данные о разработчике (разработчиках) и консультантах проекта:

Разработчики проекта:

          Вязгина Валентина Ивановна, доцент кафедры содержания и методов воспитания ГУО «Академия последипломного образования», кандидат педагогических наук, доцент (тел.8-029-673-34-71; е-mail: viazgina@mail.ru).

Ходор Лариса Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Гродненское областное кадетское училище» (тел: +375 33 312 19 17,) е-mail:  grodno_kadet@mail.ru)

         Консультанты:

          Вязгина Валентина Ивановна, доцент кафедры содержания и методов воспитания ГУО «Академия последипломного образования», кандидат педагогических наук, доцент (тел.8-029-673-34-71; е-mail: viazgina@mail.ru).

Катович Наталья Константиновна, начальник управления  воспитательной и идеологической работы Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент

8 0172924809, е-mail: natalitom2010@yandex.ru

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности

ГУО «Брестское областное кадетское училище»

ГУО «Витебское областное кадетское училище»

ГУО «Гомельское городское кадетское училище»

ГУО «Гродненское областное кадетское училище»

ГУО «Минское городское кадетское училище № 2»

ГУО «Минское областное кадетское училище»

ГУО «Могилевское областное кадетское училище»

ГУО «Полоцкое кадетское училище» Витебской области.

Сроки проведения инновационной деятельности 2016 – 2021 гг.

На протяжении данного времени планируется провести обучение педагогических работников учреждений образования, внедрить модель гражданской компетентности учащихся в образовательном пространстве кадетского училища, а также разработать методические рекомендации для распространения опыта внедрения данной модели.

Актуальность. Национальная система образования Республики Беларусь направлена на активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, гражданина и патриота своей страны. Указом Президента Республики Беларусь № 54 от 28 января 2010 года утверждено положение «О кадетском училище», где в качестве одной из важнейших задач образовательного процесса названо воспитание учащихся [2]. В настоящее время актуализировалась проблема формирования гражданской компетентности учащихся в образовательном пространстве кадетского училища. Гражданское и патриотическое воспитание являются важнейшими задачами и направлениями воспитания в Республике Беларусь [4, 3].

В этой связи возникла необходимость внедрения в образовательное пространство кадетского училища модели гражданской компетентности учащихся, способствующей созданию образовательной системы, направленной на выработку гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств учащихся, подготовку их к осознанному выбору профессии, служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

Актуальность проекта определяется: социальным заказом общества на нравственную самостоятельную личность защитника Отечества; потребностью в разработке эффективных подходов к формированию гражданской компетентности учащихся в образовательном пространстве кадетского училища и является значимой для развития образовательной практики в современных условиях, обеспечения устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности белорусского государства. Создавшаяся проблемная ситуация связана с тем, что в современных условиях рыночных отношений все меньше молодежи стремится посвятить свою жизнь бескорыстному служению Отечеству. При этом именно кадетские училища призваны обеспечить условия для подготовки граждан к службе в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, Следственном комитете, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям. Однако, учитывая, что кадетские училища относительно новые образовательные структуры, учреждения образования столкнулись с проблемой отсутствия моделей гражданской компетентности для кадетских училищ. Проблема инновации: каковы педагогические условия формирования гражданственности у учащихся кадетского училища согласно его социально-содержательной и структурно - интегральной характеристике как личностного феномена? Актуальность заключается и в том, что, понимая особенности формирования молодого поколения, мы можем и должны переосмыслить содержание деятельности кадетского училища, выработать новые формы и методы воздействия на ценностно-патриотическое сознание подрастающего поколения. Вместе с тем необходимо отметить, что вопросам формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских училищ в педагогической литературе уделено недостаточно внимания. Актуальность ценностно-патриотической проблематики в современных условиях и обусловила тему инновационного проекта: «Внедрение модели гражданской компетентности учащихся в образовательном пространстве кадетского училища».

Формулировка цели и задач проекта

Цель инновационной деятельности: создание условий для формирования гражданской компетентности учащихся кадетского училища в образовательном процессе учреждения образования

Задачи:

1. Выявить особенности организации гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания в образовательном пространстве кадетского училища и

2. Включить в образовательную деятельность кадетского училища комплекс форм и методов, ориентированных на приобретение учащимися опыта, умений и навыков защитника Отечества, развития у них ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания.

3. Повысить компетентность педагогических кадров – участников инновационной деятельности – в вопросах формирования гражданской компетентности кадет.

4. Определить эффективность внедрения разработанной модели в процессе обобщения результатов инновационной деятельности

5. Обобщить результаты инновационной деятельности и на этой основе разработать методические рекомендации по внедрению модели гражданской компетентности учащихся в образовательную практику Республики Беларусь.

Основная идея инновационного проекта состоит в организации образовательного процесса в кадетском училище на основе компетентностного подхода. Сущность - в приобретении учащимися кадетских училищ гражданских компетенций, необходимых для становления гражданина и патриота в процессе реализации системы военно-патриотического воспитания учащихся, отвечающей современным реалиям жизни страны. Цель будет реализована успешно если:

-в содержание образования включить систему педагогических, правовых, психологических, социально-политических знаний, способствующих формированию человека - гражданина демократического общества и правового государства;

- образовательный процесс будет реализован через целенаправленную, скоординированную работу всех заинтересованных лиц, которые призваны обеспечить формирование специальных гражданских и военно-патриотических способностей подрастающего поколения к реализации защитных функций в армейской среде на Благо нашей Республики;

- будет целенаправленно осуществляться патриотическое воспитание и обучение в процессе интеграции учебного материала из разных дисциплин, формирующих систему знаний о патриотизме и представлений об истинных и ложных общечеловеческих ценностях, отражающихся на их поведении и отношении к миру;

- будет организован процесс усиления физической подготовки (за счет строевой подготовки, плановых внеклассных и внеучилищных занятий, интенсивного участия в соревнованиях всех типов и уровней).

Новизна состоит во внедрении модели формирования гражданской компетентности учащихся в образовательном пространстве кадетского училища, сущность которой состоит:

в создании системы гражданского и военно-патриотического воспитания учащихся, отвечающей современным реалиям жизни страны;

в конкретизации видов, форм, методов и средств работы с учащимися, определение механизмов формирования и развития у учащихся гражданских компетенций, необходимых для становления гражданина и патриота, формирования специальных военно-патриотических способностей подрастающего поколения к реализации защитных функций в армейской среде на Благо нашей Республики;

в овладении учителями и воспитателями необходимыми знаниями и социально-педагогической культурой, сформированными в процессе профессиональной деятельности в кадетском училище;

в разработке критериального аппарата оценки эффективности военно-патриотической работы в кадетских училищах;

в осуществлении мероприятий по преобразованию начальной военной подготовки учащихся и в организации взаимодействия кадетских училищ, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений на научной основе.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (март-июнь 2016 г.)

•  Изучение нормативных документов об инновационной деятельности в учреждениях образования РБ.

•  Разработка программы инновационной деятельности.

•  Кадровое обеспечение инновационного проекта. Формирование целевых творческих групп.

•  Информационно-просветительская работа с учащимися и родителями.

    Проектировочный этап (август – сентябрь 2016г.)

•  Уточнение программы инновационной деятельности.

•  Согласование индивидуальных планов.

•  Согласование программы инновационной деятельности с программой развития и годовым планом работы  учреждения образования.

•  Распределение функциональных обязанностей между участниками экспериментальной команды.

• Обеспечение участников инновационной деятельности научно-методическим, дидактическим материалом.

•  Корректировка задач деятельности и ожидаемого результата, конкретизация средств и способов реализации, критериев и показателей эффективности инновационной деятельности.

• Методическая подготовка учителей к апробации проекта.

•  Составление плана-графика повышения квалификации всех участников проекта.

•  Оказание  психолого-педагогической поддержки участникам инновационного проекта.

•  Проведение маркетинговых исследований с целью выявления социальных ожиданий местного сообщества к инновационной деятельности школы.

•  Привлечение родителей к совместной работе по организации инновационной деятельности.

Практический этап (октябрь 2016 г.– март 2021г.)

•  Организация работы по выполнению всех планов инновационной деятельности.

•  Ведение участниками инновационного процесса педагогических дневников.

•  Соотношение результатов деятельности с целями и задачами. Коррекция. Регулирование процесса.

•  Организация методической работы (проведение семинаров, инструктивно-методических и коррекционно-инструктивных совещаний, творческих групп учителей экспериментальных классов).

•  Проведение консультаций, оказание методической и психолого-педагогической помощи.

•  Организация обмена педагогическим опытом .

•  Исследование наиболее эффективных приемов и механизмов организации инновационной деятельности.

•  Систематическая учеба и самообразование по теме экспериментальной  деятельности.     

•  Фиксация исходного состояния инновации.

 • Проведение диагностических срезов.

•  Текущий анализ деятельности и выявление наиболее эффективных форм и способов ее осуществления.

• Подготовка информационных материалов о количественных и качественных результатах инновационной деятельности.

•  Систематическое отслеживание процесса внедрения модели, приемов, методик, механизмов, информационных потоков, анализ промежуточных результатов.

•  Осуществление контроля ведения обязательной документации.

•  Налаживание социальных и общественных связей.

•  Выработка механизмов стимулирования участников проекта.

•  Подготовка промежуточных и итоговых отчетов (справок) по результатам реализации инновационного проекта.

• Оценка новизны, эффективности апробации модели.

•  Участие в научно-практических семинарах и конференциях по обмену опытом.

• Контроль за ходом и результатами инновационной деятельности.

Обобщающий этап (март ежегодно – май 2021 г.)

•  Систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями её эффективности.

•  Составление отчётов участниками инновационного проекта.

•  Обработка данных, анализ всех результатов, соотнесение результатов с поставленной целью и задачами.

•  Представление руководителю и консультантам  инновационного проекта информационных материалов о количественных и качественных результатах инновационной деятельности материалов инновационной деятельности (дневники, работы учащихся, анкеты и др.).

 • Презентация результатов. Рефлексия проделанной работы.

• Оформление и представление справки (отчёта) по результатам реализации инновационного проекта.    

•  Методическое оформление опыта и результатов инновационной деятельности. 

•  Разработка методических рекомендаций.

Ожидаемый результат. Будут определены психолого-педагогические особенности формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетского училища. Ориентации на конкретную активную деятельность, на развитие интересов и потребностей к военной службе, на формирование специальных военно-патриотических способностей к реализации защитных функций в армейской среде. Особенности общей направленности личности на общечеловеческие ценности, проявляющиеся в выборе её жизненной позиции и приоритетов, ценностно-патриотических понятий, к определенным нормам и правилам поведения, а также внутренней основы ценностного отношения личности к Родине.

       Результатами реализации данной модели должны стать: 

- наличие развитой системы военно-патриотического воспитания;

- наличие у учащихся кадетского училища высоких гражданских, патриотических и нравственных качеств, готовности к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;
- наличие гражданских компетенций выпускников кадетских училищ;

- профессиональное определениеучащихся в дальнейшем образовании на благо Отечества;

- наличие стабильной потребности в освоении гражданских и патриотических ценностей у выпускников кадетских училищ.

- наличие ценностного отношения личности учащегося к Родине, родной земле и ко всем атрибутам Отечества.

Именно бескорыстная любовь к Родине, как стержневая основа сущности индивида, формирует Патриота, Человека и Гражданина, способного выполнить свой долг в отношении своей Отчизны и своего народа.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.