Просвещение на тему: «Школьный буллинг»
Школьный буллинг – социальное явление, широко распространенное сегодня практически во всех странах. Буллинг в скандинавских и англоязычных странах определяется как притеснение, дискриминация, травля. Буллинг - длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей.
Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, байкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (преследователи) чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации.
Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две группы:
1 группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;
2 группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.
Буллинг охватывает очень широкую сферу деятельности:
1. Поведение ученика
Физическая агрессия: Включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.
Словесный буллинг: В этом случае оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его. Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. (Использование анонимных телефонных звонков – очень распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя).
Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать. Мимика или "взгляд" хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.
Изоляция: Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.
Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву. Повреждение имущества: Хулиган может сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.
2. Поведение взрослых
Взрослый в школе может непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать такому поведению путём:
- унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.
- негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.
- устрашающие и угрожающие жесты или выражения.
Буллинг – явление массовое. Согласно статистическим данным, приводимым зарубежными учеными, школьному буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до 50 процентов детей. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит к фатальному исходу.
Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя.
В науке существует несколько подходов к рассмотрению буллинга. Одни исследователи сосредотачивают свое внимание на поиске и определении личностных свойств, характерных для личности булли и его жертвы. Другие пытаются рассмотреть буллинг как социально-психологический процесс.
Вот как определяет типичные черты учащихся, склонных становиться булли, норвежский психолог Д. Ольвеус:
- Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей.
- Они импульсивны и легко приходят в ярость.
- Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей.
- Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.
- Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков.
Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты:
- Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.
- Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение.
- Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.
- Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.
- Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.
Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), ученые отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.
Технология реагирования на выявленные либо установленные факты буллинга (травли)
1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования специалист (педагог, воспитатель, врач, школьный психолог и др.), сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации (завучу по воспитательной работе).
2. Администрация, совместно с психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
Алгоритм сбора информации по факту буллинга
Сбор проводится по следующим направлениям (И.С. Бердышев, М.Г.Нечаева):
— от самого пострадавшего;
— от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.
Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:
— реальность самого буллинга;
— его длительность;
— его характер (физический, психологический, смешанный);
— основные проявления буллинга;
— участники (инициаторы и исполнители буллинга);
— их мотивации к буллингу;
— свидетели и их отношение к происходящему;
— поведение жертвы (пострадавшего);
— динамику всего происходящего;
— прочие важные для диагностики обстоятельства.
Непосредственная работа с жертвами и преследователями
1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим их жертвой и предложить письменно описать все случившееся;
2) переговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них письменное изложение инцидента;
3) объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное;
4) собрать всю группу и предложить каждому еѐ члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе;
5) подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»
6) поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят;
7) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;
8) обучить с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты;
9) потребовать от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими;
10) если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что это не смешно;
11) если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто ещѐ из детей принимал участие в такой «игре».
Спросите ребенка, с кем еще он может поговорить о своих чувствах. «Я заметил, что в последнее время ты кажешься не очень счастливым. Я за тебя беспокоюсь. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы тебе помочь? Может быть, ты хочешь еще с кем-нибудь поговорить?». Объясните ребенку вашу роль и роль представителей органов, оказывающих ему поддержку (работник организации защиты детей, социальный работник, консультант и т.д.). Дети нуждаются во множестве безопасных возможностей разрядки своей тревоги.
Скажите ребенку, подвергшемуся насилию:
1. Я тебе верю.
2. Мне жаль, что с тобой это случилось.
3. Это не твоя вина.
4. Хорошо, что ты мне об этом сказал.
5. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. — СПб.: Нева, 2002. — С. 248.
2. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001. - С. 304.
3. Гуггенбюлъ А. Зловещее очарование насилия. — СПб.: Академический проспект, 2002. - С. 98.
4. Е.В. Гребенкин. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
5. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. — М.: Сфера, 2001. — С. 47.
6. Семенюк Л.К. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М.: Флинта, 1998. - С. 27.