На сегодняшний день, когда человечество живёт в эпоху развитых информационных технологий, постепенно и неуклонно встаёт вопрос о культурном использовании Интернета как основного источника информации. Реалии современности таковы, что каждый образованный человек должен уметь грамотно и рационально пользоваться не только базовыми офисными программами Microsoft Office (Word, Excel, Power Point), но также разнообразными виртуальными ресурсами.
Несмотря на изначально предполагаемую положительную функцию Интернета (образование, просвещение, оптимизация и максимальное удобство поиска необходимых материалов и т.д.), далеко не всегда виртуальные ресурсы используются качественно и продуктивно. Опрос населения нашей страны показывает, что даже взрослые люди в большинстве случаев используют Интернет лишь в качестве развлечения, а не в целях расширения собственного кругозора, получения новых знаний и т.д.
Несомненно, вопрос грамотного использования Интернет-ресурсов встаёт наиболее остро, когда речь заходит о детях и подростках. На сегодняшний день Интернетом могут пользоваться даже дошкольники. Часто приходится слышать от родителей, как они гордятся тем, что их сын или дочь, ещё такие маленькие, а уже умеют «работать» с компьютером: играют в игры в Интернете, «общаются» в социальных сетях и т.д. Причём некоторые дети проводят за монитором до 3-х часов и более в день. Многие родители видят в подобном времяпрепровождении своего ребёнка только плюсы: раннее обучение использованию современных технологий, возможность увлечь ребёнка делом и т.д. Так, компьютер постепенно заменяет современным детям родителей, друзей, учителей, становится для них реальным, а не виртуальным пространством, превращается в пагубную зависимость.
Ежедневные беседы с подростками на тему использования ими Интернета приводят к следующим выводам:
1) Большинство учащихся 8-11 классов используют виртуальные ресурсы с целью общения в социальных сетях;
2) Остальные дети проводят время за компьютером, играя в виртуальные игры.
Разумеется, многие подростки откровенно лукавят, говоря, что не посещают сайты порнографического, насильственного или экстремистского содержания (к сожалению, таких сайтов в Интернете превеликое множество). В силу возрастных особенностей подростки нередко интересуются подобной тематикой.
Следует отметить, что Интернет может оказывать вредное влияние не только на психологическое, но и физиологическое здоровье детей. Частая работа за компьютером приводит к ухудшению зрения, нарушению осанки, ожирению, возникновению хронических головных болей и т.д. Кроме того, частое использование компьютерной мыши маленькими детьми приводит к неправильному формированию кисти руки, что впоследствии может стать причиной трудностей в освоении навыков письма, плохого подчерка и т.д.
Именно по этой причине контролирование безопасного использования Интернет-ресурсов детьми и подростками возлагается на их родителей и классных руководителей. Следует помнить, что контролировать – не значит запрещать (тем более, что это бесполезно и нередко приводит к прямо противоположному результату, особенно в подростковом возрасте). Ребёнку нужно объяснять, почему нужны ограничения в работе с компьютером, чем опасен Интернет для его здоровья и самочувствия. Также существуют определённые компьютерные программы, блокирующие рекламу и сайты, запрещённые для детей (их можно приобрести в специализированном магазине и установить самостоятельно на домашнем компьютере).
Каковы же движущие механизмы «погружения» современных детей и подростков в виртуальное пространство? Рассмотрим основные причины компьютерной зависимости школьников.
1. Неудовлетворённость реальным социальным положением.
Человек устроен таким образом, что, не находя понимания и поддержки в реальном мире, он неизбежно будет стремиться в мир своих фантазий и грёз. Можно сказать, что социальные сети выполняют для юношей и девушек именно эту функцию. К примеру, если подросток имеет трудности в социальных взаимоотношениях (имеет мало друзей, пережил развод родителей, непопулярен среди сверстников, семья имеет низкий достаток и т.д.), то личная страничка в Интернете может скомпенсировать недостаток внимания со стороны окружающих (подростки часто «добавляют» себе в друзья огромное количество совершенно незнакомых людей; часто их число переваливает за сотню).
Иногда родители, не имея возможности проводить со своими детьми много времени, сами становятся невольными провокаторами «погружения» детей в виртуальный мир.
2. Отсутствие уверенности в себе.
Многие подростки, несмотря на свою внешнюю самоуверенность, на самом деле робки и застенчивы. В обществе взрослых людей они могут демонстрировать свою самостоятельность, но, попадая в компанию сверстников, тут же становятся тихими и пассивными. Социальные сети в данном случае компенсируют подростковую неуверенность, ведь в виртуальном пространстве можно создать любой образ, полностью изменить имидж и т.д. Ту же функцию выполняют и компьютерные игры, где школьник может почувствовать себя в роли супергероя, могущественного волшебника, короля и т.д.
3. Недостаток общения в реальности.
К сожалению, современные школьники редко общаются между собой за пределами школы. Часто даже лучшие друзья контактируют только в социальных сетях. Соответственно, навык реального общения постепенно утрачивается.
Таким образом, без участия взрослого человека ребёнок не сможет научиться грамотно пользоваться Интернетом. К примеру, несмотря на более чем активное использование виртуальных ресурсов, в большинстве случаев подростки не умеют найти действительно полезный и нужный им материал (информацию о ВУЗах, вступительных экзаменах, проходных балах ЦТ и т.д.). Несмотря на глобальный поток информации, подростки часто оказываются абсолютно невежественными в самых простых вопросах (к примеру, у некоторых старшеклассников вызывает недоумение аббревиатура «СМИ»; многие подростки не имеют представления о существовании в Интернете программ-переводчиков иностранного текста, электронных библиотек и словарей и т.д.).
Таким образом, необходимо постепенно обучать детей и подростков правильной работе с Интернетом, наглядно демонстрировать реальные возможности виртуальных ресурсов, показывать, насколько полезными могут быть эти источники информации.